Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное учреждение
 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Нелидовского городского округа

Режим работы СРЦН:

Круглосуточно

Часы работы административно-хозяйственной части

Рабочее время: с 8.30 до 17.00
Перерыв с 12.30 до 13.00

Выходные дни: суббота, воскресенье

Положение об отделении профилактики детского и семейного неблагополучия (ОПДСН)


27.7 Кб
скачать

от 28.11.2014

 

 

Приложение к Приказу
от «28» 11 2014 № 121/1

СОГЛАСОВАНО:

Начальник территориального  

отдела социальной защиты

населения Нелидовского района 

Е. Г. Кулакова

 «28»  ноября  2014г.

 УТВЕРЖДАЮ:

 Директор ГБУ «Социально-

реабилитационный центр для

  несовершеннолетних»

Нелидовского района

Н. В. Чижикова

«28»  ноября  2014г

 


Положение
об отделении профилактики детского и семейного неблагополучия
(ОПДСН)

I. Общие положения
1.1. Отделение профилактики детского и семейного неблагополучия (далее именуемое - Отделение) является структурным подразделением ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Нелидовского района (далее - Центр).
1.2. Отделение предназначено для реализации комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, детского и семейного неблагополучия, сохранения семьи для ребенка и оказания комплексной помощи приемным и замещающим семьям.
1.3. В своей деятельности Отделение руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными актами по защите прав детей, законодательными, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Тверской области, Уставом Центра и настоящим Положением.
1.4. Деятельность Отделения основывается на принципах, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
1.5. Реорганизация и ликвидация «Отделения» производится на основании приказа директора Центра и осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ.
Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по согласованию с директором Центра и утверждаются в установленном порядке.
II. Основные цели и задачи отделения
2.1. Цель работы Отделения: защита прав, свобод и законных интересов воспитанников Центра, раннее выявление детского и семейного неблагополучия, сохранение семьи для ребенка и оказание комплексной помощи семьям с детьми, в том числе приемным и замещающим семьям.
2.2. Основными задачами Отделения являются:
1) Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, анализ причин неблагополучия и оказание комплексной профессиональной социально- правовой, психологической, социально-педагогической помощи семьям с детьми, в том числе приемным и замещающим.
2) Восстановление социального статуса воспитанников Центра, содействие возвращению домой или дальнейшему жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей.
3) Профилактика кризисных ситуаций в семьях. Содействие развитию и укреплению детско-родительских отношений.
4) Оказание помощи в адаптации и социализации приемных детей в замещающих семьях, сохранении целостности замещающих семьей и профилактика отказов от приемных детей.
5) Осуществление социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих.
6) Содействие развитию и жизнеопределению воспитанников Центра, поддержание психического и физического здоровья детей и членов семей.
7) Внедрение инновационных технологий работы с семьей и детьми.
8) Привлечение различных государственных и общественных организаций к решению вопросов социального обслуживания семей с детьми, в том числе приемных и замещающих.
III. Категории и типы семей, обслуживаемые отделением
3.1. Отделение осуществляет работу по оказанию социальной помощи семьям и детям следующих категорий:
- семья, воспитанника Центра, независимо от категории;
- приемная и замещающая семья;
- многодетная семья;
Данные категории семей в зависимости от степени нуждаемости в государственной помощи дифференцируются на следующие типы:
- семьи, нуждающиеся в поддержке;
- семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении.
Дети и подростки до 18 лет:
- оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;
- осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в устройстве в связи с отменой или признанием недействительным усыновления, опеки;
- переживающие кризисные периоды и острые конфликтные ситуации с замещающими родителями, учителями, соседями, знакомыми.
IV. Функции Отделения
4.1. Диагностическая: выявление и изучение проблем семей и детей;
4.2. Прогностическая: определение условий, обеспечивающих благополучную жизнедеятельность семей и детей;
4.3. Посредническая: координация усилий разных специалистов, ведомств, административных органов для комплексного решения проблем семьи и детей.
4.4. Практическая: деятельность, ориентированная на создание социально- психологических условий для целевого решения конкретных проблем семьи и детей, реализация психосоциальных технологий в работе с семьей и детьми.
4.5. Профилактическая: создание условий для сотрудничества семей с детьми со специалистами отделения, превентивная работа по преодолению неблагополучия семьи и детей, безнадзорности несовершеннолетних.
4.6. Информационно-образовательная: повышение уровня социальной компетенции родителей и детей.
4.7. Информационно-статистическая: учет семей, находящихся на социальном сопровождении, мониторинг неблагополучия семей и детей.
4.8. Методическая: планирование, учет осуществляемой работы, отчетность выполненной работы, анализ деятельности в пределах своей компетенции; обобщение опыта работы специалистов; реализация программ психосоциальных технологий.
V. Основные направления деятельности Отделения
Деятельность отделения может быть представлена службами: социального сопровождения семей с детьми (социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог), кризисной помощи (педагог-психолог) и другими службами, предусмотренными штатным расписанием.
Отделение осуществляет социальное сопровождение семей с детьми, в том числе приемных и замещающих и предоставляет социально- психологические, социально-педагогические, социально-правовые и срочные услуги семьям с детьми, признанным нуждающимися в социальном обслуживании.
5.1. Проведение работы по раннему выявлению неблагополучия семей с детьми на основе межведомственного взаимодействия и системных целевых мероприятий.
5.2. Первичный прием, выявление причин и факторов социального неблагополучия, социальной дезадаптации конкретных семей и детей, их потребности в социальной помощи.
5.3. Проведение комплексной оценки степени риска и тяжести ситуации в семьях с несовершеннолетними детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. Сбор и анализ информации о психологических, медицинских, социально-экономических аспектах жизнедеятельности семей.
5.4. Социальное сопровождение семей с детьми, в том числе приемных и замещающих, имеющих проблемы в адаптации и социализации приемных детей, а также оказавшихся в кризисной жизненной ситуации. Помощь и содействие в преодолении возникших трудностей или конфликтных ситуаций, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм поведения родителей при воспитании детей.
5.5. Учет семей, находящихся на социальном сопровождении. Участие в формировании единого межведомственного банка данных семей, проживающих на территории муниципального образования.
5.6. Консультативная помощь семьям с детьми по психологическим, социально-педагогическим и социально-правовым вопросам.
5.7. Коррекционно-развивающая работа с детьми по развитию навыков саморегуляции и самоконтроля и родителями на укрепление детско- родительских отношений.
5.8. Оказание информационной поддержки, организация комплексного социального обслуживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5.9. Составление и реализация индивидуальных программ реабилитации семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации/социально опасном положении.
5.10. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей, детей и подростков, повышение психолого-педагогической родительской компетентности.
5.11. Организация совместной деятельности родителей и детей в целях развития взаимодействия в семье и социуме:
1) организация и проведение (совместно с местными органами управления, учреждениями образования, здравоохранения, культуры и др.) мероприятий для семей и детей, семейных и детских праздников, соревнований и конкурсов;
2) организация культурного отдыха и совместной досуговой деятельности детей и родителей, направленной на укрепление семейных связей и улучшение микроклимата в семье; внедрение клубных форм работы с семьями и детьми.
5.12. Осуществление взаимодействия с органами опеки и попечительства, Муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами и учреждениями социальной защиты населения, организациями образования, здравоохранения и другими учреждениями и ведомствами (при необходимости) в интересах семей с детьми.
5.13. Подготовка методических материалов, изучение опыта работа, реализация социальных проектов и программ, внедрение инновационных технологий и методик работы, содействие повышению профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов.
5.14. Взаимодействие с государственными, общественными, благотворительными и другими организациями по решению вопросов социального обслуживания семей и детей, организация акций для семей с детьми.
5.15. Участие в реализации региональных и международных программ и проектов по улучшению положения семей с детьми. Разработка и реализация проектов, направленных на улучшение положения семьи и детей на территории муниципального образования.

VI. Порядок организации обслуживания семей и детей
6.1. Социальное обслуживание семей и детей отделением осуществляется на разовой, временной и постоянной основе. Решение о признании семьи нуждающейся в социальном обслуживании принимается территориальным отделом социальной защиты населения.
6.2.Постановка семьи на учет в Отделение осуществляется на основании заявления родителей и (или) решения Консилиума специалистов. Социальное сопровождение осуществляется на основании индивидуальной программы и заключенного Договора между сторонами (семьей и Центром).
6.3. Семья (или несовершеннолетний) имеет право обратиться в Отделение лично, по телефону, а также направить письменное заявление или просьбу.
Допускается анонимное обращение лиц для получения отдельных видов помощи психологического и правового консультирования.
6.4. Социальные услуги оказываются отделением в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг и стандартами.
6.5. Услуги предоставляются потребителю в следующих формах: 1) Социально-правовые услуги:
- консультирование по вопросам защиты прав, государственных социальных гарантий для семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;
- практическая помощь в оформлении документов на получение льгот, пособий и других социальных выплат, согласно действующему законодательству;
- содействие при возникшей необходимости в получении бесплатной юридической помощи по защите прав в порядке, установленном действующим законодательством;
- содействие в привлечении к ответственности лиц, допускающих жестокое обращение в отношении детей, в том числе приемных детей, ущемление прав детей, в том числе в замещающих семьях.
2) Социально-психологические услуги:
- консультирование по вопросам индивидуальных особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы детей(с рекомендациями); предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций в семье; специфики воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- первичная диагностика состояния семьи (по запросу и согласию семьи): исследование характера функционирования семейной системы; степени адаптации, интеграции приёмного ребёнка (детей) в замещающей семье и его (их) социализации, выявление ресурсов семьи, в том числе замещающей семьи;
- диагностика психоэмоционального состояния и интеллектуального развития приёмного ребёнка (по запросу и согласию его законного представителя), психологической совместимости замещающих родителей и детей;
- организация и проведение коррекционно - развивающих занятий с детьми по формированию навыков саморегуляции и самоконтроля;
- психотерапевтическая помощь по преодолению кризисной ситуации, созданию в семье атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата;
- социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение семей, в том числе замещающих для своевременного выявления ситуаций психологического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, усугубляющих микроклимат в семье;
- психологические тренинги по преодолению психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, по формированию способов поведения членов семьи; развитие качеств конструктивного социального взаимодействия.
3) Социально-педагогические услуги:
- консультирование по вопросам, касающихся воспитания детей, в том числе приемных, с учетом их возрастных особенностей физического и психического состояния, характера и наклонностей; индивидуальных особенностей; предупреждения и преодоления конфликтных ситуаций; налаживания межличностных и внутрисемейных отношений;
- помощь в преодолении и исправлении допущенных в процессе воспитания педагогических ошибок или конфликтных ситуаций, травмирующих детей;
- коррекция общения и поведения детей и родителей, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие коммуникативных навыков членов замещающей семьи в целях благополучной адаптации приёмного ребёнка в семье и социуме;
- содействие процессу обучения детей, их профессиональному определению;
- социально-педагогическая информационная поддержка и повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
- социально-педагогический патронаж.
6.6. Необходимым условием для получения согласия у потребителя услуги является предоставление необходимой информации об услугах и их оказании в сфере социального обслуживания.
6.7. Для психосоциального обслуживания лиц, не достигших 14 лет, согласие на получение услуг дают их законные представители. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимают органы опеки и попечительства.
6.8. При необходимости оказания семье адресной социальной помощи специалисты Отделения могут оказать содействие в ее получении, направив ходатайство с актом материально-бытового обследования в соответствующую Комиссию ГБУ КЦСОН.
VII. Организация управления и ответственность
7.1. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности директором Центра в установленном порядке.
7.2. Заведующий организует работу и распределяет обязанности специалистов Отделения в целях выполнения возложенных функциональных задач в соответствии с настоящим Положением и должностными инструкциями.
7.3. Работа Отделения строится на основе планов на год и месяц, утверждаемых директором Центра (его заместителем во время отсутствия директора).
7.4. Отделение систематически ведет учет работы и отчетно-аналитическую документацию, формирует отчеты за месяц, квартал, полугодие, год.
7.5. Заведующий несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отделение задач и функций.
7.6. Сотрудники Отделения несут персональную ответственность за соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, исполнение своих должностных обязанностей, выполнение планов работы учреждения, сохранность имущества, оборудования, инструментария и пособий Отделения и Центра.
7.7. Сотрудники Отделения несут административную, правовую ответственность за разглашение информации о семьях и детях, полученных конфиденциальным или иным способом, которые могут нанести правовой, моральный и психологический ущерб гражданам, обратившимся за помощью в Отделение. Сотрудники отделения, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
VIII. Права специалистов отделения
8.1. Сотрудники Отделения имею права и обязанности, закрепленные в Уставе Центра.
8.2. Сотрудники Отделения имеют право на получение необходимой служебной информации от Территориального отдела социальной защиты населения, учреждений здравоохранения, образования, органов местного самоуправления, жилищных организаций, комплексных центров социального обслуживания населения и т.п., по вопросам, связанным с оказанием социальной помощи семьям и детям, обратившимся в Отделение.
8.3. Сотрудники Отделения имеют право в пределах своей компетенции выбирать формы, средства и методы деятельности, если они не нарушают права клиентов.
8.4. Сотрудники Отделения имеют право представлять по согласованию с директором Центра учреждение в государственных, общественных и других организациях по кругу вопросов, связанных с выполнением функциональных задач Отделения.
IX. Взаимодействие с другими подразделениями и ведомствами
9.1. Отделение в процессе исполнения своих обязанностей взаимодействуют с директором Центра, заместителем директора, воспитателями и специалистами других структурных подразделений Центра.
9.2. Отделение координирует свою работу в соответствии с планами структурных подразделений Центра на основании задач и должностных инструкций сотрудников.
9.3. Отделение осуществляет сотрудничество и взаимодействие с органами опеки и попечительства, учреждениями социальной защиты населения, Муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами образования, здравоохранения, внутренних дел, поддерживает и развивает контакты с общественными организациями и другими учреждениями по вопросам социальной помощи и социального сопровождения семей.

 

Дата создания: 20-09-2018
Дата последнего изменения: 20-09-2018
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: