Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Нелидовского городского округа (ГБУ СРЦН "Мой семейный центр" Нелидовского городского округа).

Режим работы СРЦН:

Круглосуточно

Часы работы административно-хозяйственной части

Рабочее время: с 8.30 до 17.00
Перерыв с 12.30 до 13.00

Выходные дни: суббота, воскресенье

Подросток: ребенок или взрослый.

5 марта 2021


Подросток:

ребенок или взрослый.

Подросток:  ребенок или взрослый.Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, уметь выстраивать систему воспитания в семье, владеть технологиями взаимодействия с ребенком, а также широким арсеналом средств действия в конкретных ситуациях. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. Нарушения общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей, начинают конфликтовать с ними, а порой даже уходят из дома. Особенно это бывает в подростковом возрасте. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью. Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно ребенком. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и школе. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия.

Особенности подросткового возраста.
1.Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.
2.Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.
3.Подростки – искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».
4.Подростки настолько поглощены своим половым созреванием, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.
5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.
6.Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений со взрослыми.
7.Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.
8.Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).
9.Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».
10.Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.
11.У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Как помочь подростку?
·Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками.
·Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.
·Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки.
·Попытаться превратить свои требования в его желания.
·Культивировать значимость образования.
·Стараться вкладывать в его сознание приоритеты. - Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?».
· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.
· Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.
· Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.
· Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.
· Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
· Живите во имя своего ребенка.
· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.
· Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.
· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

Вся правда о гиперактивном ребенке: что делать родителям.

Гиперактивность у детей – упрощенный вариант названиясиндрома дефицита внимания с гиперактивностью. Гиперактивный ребенок не способен долго быть сосредоточенным, четко контролировать свое поведение, отличается невнимательностью, излишней импульсивностью и неусидчивостью.

Не каждого возбужденного и невнимательного проказника стоит относить к категории детей с гиперкинетическим расстройством. У малыша энергия бьет через край, он становится непослушным и упрямым, нередко злится. Сколько детей не желают укладываться спать или балуются в супермаркете! Шумный малыш-озорник или кроха, полный энергии и сил с раннего утра– это повод для радости, а не беспокойства.

Признаки гиперактивности

Обычно признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у ребенка обнаруживаются в возрасте двух-трех лет. Однако часто родители обращаются за врачебной помощью лишь, когда малыш идет в школу. Именно тут проявляются проблемы, бороться с которыми становится все сложнее.

Признаки гиперактивности следующие:

-суетливость, беспокойство, неусидчивость; -игнорирование правил поведения;

-эмоциональная нестабильность, импульсивность; - проблемы со сном.

-забывчивость и склонность терять вещи;

-сложности с организацией деятельности;

Вот мы с вами и подошли к важной теме — что делать родителям с этим неугомонным сгустком энергии.

Вообще, основная задача родителей – постоянная ежедневная поддержка своего чада. С ней ребенок справится с трудностями. А вот без нее, его шансы выйти без потерь из этой ситуации, весьма невелики.

Проблема №1. Неспособность гиперактивного ребенка регулировать свою моторную активность.

Нервная система у гиперактивного ребенка работает с перегрузом.

И если с интеллектом у него все в порядке, то с регулированием своей моторной активности – серьезные проблемы. И он не может усидеть на месте, перестать бегать или прыгать по просьбе взрослого, не потому что плохой, а потому что не получается. Поэтому родителям на определенный период времени придется взять эту «неработающую» регуляторную функцию на себя.

Что делать родителям:

1.Организовать жесткий режим дня.

Для гиперактивного ребенка максимальная упорядоченность дня жизненно необходима.

Например, в 21:00 зажигается ночник – стакан кефира с печеньем на столе – душ – сказка – спать. Каждый день. Неизменно. Нет НИКАКИХ «уважительных» причин изменить этот порядок. Тогда мозг вырабатывается своего рода условный рефлекс. И тогда к концу всей этой неизменной процедуры ребенок будет уже почти спать… еще одно небольшое усилие — и возбуждение погашено, ребенок уснул.

2.Создать максимально предсказуемый, устойчивый, правильный и постоянный микромир для ребенка.

Для всех детей очень важна устойчивость их домашнего мира. И в пространственных характеристиках (стульчик стоит здесь, на кроватке желтое покрывало), и во временных (перед сном мама всегда читает сказку). Любое изменение заведенного порядка может восприниматься как катастрофа и даже вызвать истерику.

Если же «все как всегда» — тогда ребенок спокоен, у него достаточно энергии для изучения и исследования этого мира.

3.Создать ритуалы.

Этот пункт вытекает из двух предыдущих. Повторяющиеся изо дня в день ритуалы позволят максимально упорядочить микромир ребенка и заложить жесткий режим дня. И вот тут надо фантазировать и использовать интересы ребенка.

Проблема №2. Низкая способность к концентрации внимания.

Никаких познавательных проблем обычно не возникает в семьях, где до поступления в школу с ребенком ничем образовательным особо не занимаются. Просто играют с ним в игры, которые он сам любит: бегать, прыгать, возиться…А если он достаточно гуляет на улице, и у него есть где полазить и покувыркаться дома – то и проблема повышенной подвижности может быть не такой уж острой.

Что делать родителям гиперактивного ребенка.

Договориться с воспитателем, чтобы он разрешил ребенку присутствовать на занятиях в удобном ему месте (в уголке, в дверях). Ему хочется во всем этом участвовать, просто пока он не очень уверен в себе. И когда он почувствует, что к нему не применяется насилие – он решится попробовать присоединиться в те моменты и на тех действиях, в которых он максимально уверен.

Если ребенок участвует в занятиях, но всем мешает: бегает, крутится, отвлекает других детей.

В обычном садике все достаточно просто решается.Грамотный педагог понимает, что наше гиперактивное чадо неспособно вместе со всеми лепить слоника. И будет постоянно нагружать его различными поручениями по ходу: принести – отнести – полить цветы – помочь нянечке в каком-нибудь хозяйственном деле — или просто погулять или поиграть в уголке. Если воспитатель не нашел этого решения самостоятельно – подскажите ему этот вариант

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не отдавать до шести лет в группы, в которых занятия организованы по школьному принципу: дети сидят за партами, пишут в тетрадях и выполняют задания, требующие внимания и усидчивости. Ему больше подойдут группы с игровой обстановкой: дети могут свободно перемещаться, бегать, прыгать, отвечать по желанию.

2. Если проявления синдромы очень сильны (ребенок-«катастрофа») – лучше ограничиться просто садиком. Нервная система ребенка итак слишком нагружена.

3. Если ситуация в «развивалке» накаляется вокруг вашего ребенка – не стоит ждать, пока «выгонят». Лучше уйти самим.

4. Если все же ходит в развивалку и ему задают домашние задания – не слишком усердствуйте в их выполнении. Если же он расстроился, что других за их выполнение похвалили, а его нет – предложите ему: «Ты тоже можешь сделать это задание. Я тебе помогу. Скажи, когда ты будешь готов». Такой подход поможет избежать насилия с вашей стороны и даст ребенку шанс начать формировать свою собственную волю. Громадное достижение для него!

Проблема №3. Гиперподвижность

Что делать родителям гиперактивного ребенка:

1. Не ограничивайте (без крайней нужды) подвижность ребенка. Нельзя наказывать лишением движения: сажать на диван, ставить в угол

2. Организуйте специальное место для спортивного комплекса, снарядов. Там, где можно кувыркаться, лазить, висеть. Это не только снизит «разрушительные» действия ребенка, но иможет помочь снизить его травматичность.

3. Отдайте в кружок или секцию (если есть возможность + желание ребенка).

Внимание!Нагрузки профессионального «серьезного» спорта для гиперактивного ребенка абсолютно противопоказаны!

4. Обеспечьте максимальную возможность двигательной активности: ежедневные долгие прогулки, разрешите лазить по мебели, строить домики за диваном и т.д. Зимой нагрузка на нервную систему особенно велика, поэтому может очень здорово помочь ходьба на лыжах, катание на коньках.

А теперь ряд общих рекомендаций родителям гиперактивного ребенка. Что еще важно делать:

1. Закаливать ребенка.

2. Не держать дома.

3.Учить ребенка наблюдать за своим состоянием и сообщать об этом окружающим.

4. Учить ребенка расслабляться.

Это можно делать в форме веселой игры.

Также обязательно нужно призвать на помощь «природных психотерапевтов» — воду и песок. Игры с ними обладают замечательным целительным эффектом — они расслабляют.

Дата создания: 05-03-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: